...

УАЗ Патриот: за фасадом легенды скрываются проблемы, о которых должен знать каждый покупатель

ПОДЕЛИТЬСЯ

Помню тот морозный февральский день, когда впервые увидел его — брутального, массивного, с характерной “квадратной” внешностью и гордой надписью “Patriot” на капоте. Он стоял на фоне заснеженного леса, словно исконно русский богатырь — несокрушимый и родной. “Вот она, настоящая легенда отечественного автопрома!” — подумал я тогда…

Прошло десять лет. И сегодня, проехав на разных “Патриотах” более 200 тысяч километров, протестировав все модификации и поговорив с сотнями владельцев, я готов рассказать правду. Ту самую, которую не услышишь в глянцевых обзорах и рекламных буклетах. Правду о том, что таится за фасадом легенды, когда спадает пелена патриотического восторга и остаётся суровая реальность эксплуатации.

Романтика бездорожья против суровой реальности

Знаете, что чувствует человек, впервые преодолевший на “Патриоте” непроходимый участок дороги? Эйфорию! Чистый, необузданный восторг. “Он смог! МЫ смогли!” — кричит каждая клеточка тела, когда колёса вылезают из метровой грязевой ванны, а встречные “паркетники” боязливо жмутся к обочине.

Но… эйфория проходит. И наступает утро первой серьёзной поломки.

— Ты купил не автомобиль, ты купил конструктор, — сказал мне старый механик на СТО, пока я в шоке смотрел на заржавевшие лонжероны своего двухлетнего “Патриота”. — Здесь ты будешь постоянным гостем, привыкай.

Он не соврал. Ни в чём.

От чертежной доски до конвейера: родовые травмы легенды

История УАЗ Патриот началась ещё в далёких 60-х. Именно тогда родились базовые технические решения, которые — вы удивитесь! — практически без изменений используются и сейчас. Да-да, тот же принцип рамной конструкции, те же неразрезные мосты, та же архаичная система полного привода.

“Мы делаем автомобиль для российских условий!” — гордо заявляют маркетологи УАЗа. Но почему-то умалчивают, что по конструкции ходовой части Патриот застрял где-то в середине прошлого века.

Первый современный Патриот сошёл с конвейера в 2005 году. Его создатели обещали “новую эру” российского автопрома. Но, как часто бывает, революция оказалась косметической. Под новым кузовом скрывались всё те же технические решения, просто слегка модернизированные.

“Это же настоящий мужской автомобиль!” — восторгаются поклонники. И я с ними согласен… отчасти. Это действительно машина для настоящих мужчин — тех, кто не боится испачкать руки в масле и умеет орудовать гаечными ключами. Потому что без этих навыков владелец “Патриота” обречён на частые и дорогостоящие визиты в автосервис.

Коррозия УАЗ Патриот: невидимый враг, пожирающий металл

— Я просто хотел поменять порог… а там уже нечего менять, — рассказывал мне Михаил, владелец трёхлетнего Патриота. — Всё сгнило. ВСЁ! Как будто автомобиль десять лет простоял в болоте!

Его история — не исключение. Это правило. Ржавчина — главный бич всех поколений “Патриота”, даже самых современных. Несмотря на заверения производителя о “специальной антикоррозийной обработке” и “оцинкованной стали”, автомобиль начинает ржаветь практически сразу после выезда из салона.

Особенно уязвимы места креплений кузова к раме — именно там начинается разрушительный процесс. За ними следуют пороги и днище. А через 3-4 года эксплуатации можно обнаружить сквозные дыры в лонжеронах… если повезёт их заметить раньше, чем они проявят себя катастрофическим образом.

Помню случай с Андреем из Петрозаводска. Его “Патриот” 2018 года просто сложился пополам на скорости 60 км/ч, когда лонжероны не выдержали нагрузки из-за скрытой коррозии. По счастливой случайности, обошлось без жертв.

“Мы улучшили антикоррозийную защиту!” — заявляют в УАЗе с каждым новым рестайлингом. Но факты говорят об обратном: даже модели 2023-2024 годов выпуска страдают от той же проблемы. Просто теперь ржавчина появляется не через год, а через полтора-два.

Электрика УАЗ Патриот: загадочный лабиринт проблем

Если вы думаете, что ржавчина — это самое страшное, что может случиться с “Патриотом”, то глубоко ошибаетесь. Есть кое-что похуже — электропроводка.

— Еду ночью по трассе, и вдруг — бац! — погасли все приборы, фары, всё! Машина заглохла на полном ходу, — вспоминает Виктор из Краснодара. — Я едва успел съехать на обочину. Потом выяснилось, что из-за влаги замкнуло основной блок предохранителей. А влага попала туда… через штатный дефлектор на капоте! Конструкторы просто не подумали, что вода может течь не только сверху вниз, но и снизу вверх, когда автомобиль движется на скорости.

Электрические проблемы в “Патриоте” настолько разнообразны и непредсказуемы, что опытные владельцы давно придумали специальный термин — “уазовские приколы”. Это когда без видимой причины перестаёт работать центральный замок, отключается мультимедийная система или внезапно срабатывают дворники в солнечный день.

А помните дождливую историю с клубом “Патриот 4×4” из Подмосковья? Пять совершенно новых автомобилей отправились в путешествие по Карелии. И все пять встали на второй день из-за отказа электроники после преодоления неглубокого брода. “Внедорожник, боящийся воды” — такое определение дали потом участники экспедиции.

Подвеска УАЗ Патриот: испытание на прочность… вашего терпения

— Шкворни надо менять каждые 15 тысяч, — говорит мне опытный уазовод Сергей. — А официальный регламент гласит — раз в 60 тысяч! Шутники, что с них взять…

Подвеска “Патриота” — это отдельная песня. Точнее, грустная баллада о шкворнях, которые воют уже через 10 тысяч километров, о сайлентблоках, трескающихся на первой же серьёзной дороге, и об амортизаторах, которые перестают амортизировать после пары выездов на бездорожье.

Я помню тест-драйв 2022 года на полигоне под Рязанью. Мы сравнивали “Патриот” последнего рестайлинга с корейским SsangYong Rexton примерно той же ценовой категории. После 20 километров по грунтовке на “Патриоте” начала стучать подвеска. Через 50 километров застучало уже всё, что могло стучать. А на SsangYong мы просто включили музыку погромче и наслаждались поездкой.

— Это не баг, это фича! — смеются сотрудники УАЗа. — В российских условиях важнее ремонтопригодность, чем комфорт.

Может быть, они и правы. Вот только замена шкворней — это не просто “подтянуть гайку”. Это полноценная, довольно сложная процедура со снятием колеса и дисковых тормозов. А стоимость комплекта запчастей с работой сейчас приближается к 20 тысячам рублей. И таких “фич” в “Патриоте” наберётся на целую сервисную книжку.

Сердце зверя: двигатель, который почти смог

Двигатель ZMZ-409 объёмом 2.7 литра — пожалуй, самый надёжный компонент “Патриота”. И это действительно неплохой мотор… по меркам начала 2000-х годов. Он прост, ремонтопригоден и достаточно тяговит. Но когда его устанавливают на двухтонный внедорожник, результат получается… специфическим.

— Я как-то засёк разгон до 100 км/ч, — рассказывает Алексей, владелец “Патриота” 2021 года. — По паспорту там должно быть 17 секунд. У меня получилось 22. И это на совершенно новой машине!

Впрочем, разгон — это не главная проблема. Куда хуже обстоят дела с ресурсом. Тот же ZMZ-409 начинает “сыпаться” после 50 тысяч километров: течёт прокладка ГБЦ, стучат гидрокомпенсаторы, растягивается цепь ГРМ… И хорошо, если на этом проблемы ограничиваются.

Помню случай с дизельной версией: водитель из Мурманска купил новенький дизельный “Патриот” с мотором Iveco F1A. На 45 тысячах пробега клапан EGR закоксовался настолько, что часть нагара попала в цилиндры. Результат — капитальный ремонт двигателя стоимостью почти четверть от цены нового автомобиля.

— Забудьте всё, что вы слышали про дизельные моторы и их ресурс, — грустно пошутил мастер СТО. — Это просто не про нашу реальность.

Безопасность УАЗ Патриот: цифры, которые лучше не знать

А теперь о самом грустном. О том, о чём не любят говорить ни в салонах, ни на презентациях, ни в рекламных буклетах. О безопасности.

В 2024 году, когда даже бюджетные седаны оснащаются шестью подушками безопасности, “Патриот” в базовой комплектации может похвастаться… правильно, ни одной. В топовых версиях их может быть аж целых две — водительская и пассажирская. О боковых подушках и шторках безопасности речь даже не идёт.

Но отсутствие подушек — это лишь вершина айсберга. Куда страшнее результаты краш-тестов, которые проводились независимыми организациями.

При фронтальном ударе рулевая колонка смещается вверх на страшные 120 миллиметров, создавая риск перелома шейных позвонков водителя. HIC-индекс (критерий травмирования головы) достигает значения 928, при том что допустимым считается показатель до 650.

А при боковом ударе дверные петли просто не выдерживают нагрузки. Двери открываются в 83% случаев, что приводит к выбросу пассажиров на дорогу — практически гарантированный смертельный исход при высокой скорости.

— Но ведь “Патриот” — рамный внедорожник! Он прочнее этих ваших “одноразовых европейцев”! — возразят фанаты модели.

И будут неправы. Да, рама действительно делает конструкцию жёстче. Но в современном автомобилестроении безопасность обеспечивается не жёсткостью, а, наоборот, программируемой деформацией кузова, которая поглощает энергию удара. В “Патриоте” же эта энергия передаётся прямиком на пассажиров и водителя.

Санкции и качество: горькая пилюля импортозамещения

С 2022 года “Патриот” столкнулся с новой проблемой — санкциями. Пришлось срочно искать замену западным комплектующим, и найденные решения оказались… скажем так, компромиссными.

Шаровые опоры TRW с ресурсом 50 тысяч километров заменили на китайские JTEKT, которые начинают люфтить уже на 15 тысячах. Качественные рулевые рейки ZF уступили место безымянным аналогам с заметным люфтом прямо с завода.

— Раньше “Патриот” был крепким середняком по надёжности среди внедорожников, — говорит Владимир, владелец сервисного центра в Подмосковье. — Сейчас же его впору сравнивать с китайскими машинами десятилетней давности.

По данным Российского союза автостраховщиков, 42% “Патриотов” 2023 года выпуска обращались в сервис в первые полгода эксплуатации. И это не плановые ТО, а именно гарантийные случаи. Основные причины: течь сальников коленвала (28%), отказ датчика массового расхода воздуха (19%), коррозия сварных швов рамы (15%).

Альтернативы УАЗ Патриот есть всегда

Истории владельцев “Патриота” почти всегда начинаются одинаково — с патриотических чувств и желания поддержать отечественного производителя. Но заканчиваются они, увы, часто похоже — разочарованием и продажей автомобиля.

— Я любил свой “Патриот”, правда любил, — признаётся Игорь из Екатеринбурга. — Три года защищал его перед друзьями, оправдывал все поломки, сам всё чинил… А потом сел в подержанный Mitsubishi Pajero и понял: можно жить иначе!

И таких историй — тысячи.

Что же делать тем, кто всё ещё мечтает о настоящем русском внедорожнике? Пожалуй, есть два пути.

Первый — трезво оценить свои силы, время и финансы. Готовы ли вы к регулярному обслуживанию, замене деталей, борьбе с коррозией? Если да — “Патриот” действительно может стать отличным вариантом для бездорожья с минимальным бюджетом.

Второй путь — обратить внимание на альтернативы. Тот же Lada Niva Travel предлагает сопоставимые внедорожные качества при вдвое меньших эксплуатационных расходах. А если бюджет позволяет, стоит присмотреться к подержанным японским внедорожникам, которые и через 10 лет эксплуатации будут надёжнее нового “Патриота”.

Эпилог: цена патриотизма

Я не хочу, чтобы этот материал воспринимался как очернение отечественного автопрома. Нет, это скорее крик души человека, который искренне хочет, чтобы российские автомобили стали лучше.

УАЗ “Патриот” — это машина с характером. Настоящий труженик, способный пройти там, где спасуют многие именитые конкуренты. Но за этот характер приходится платить — деньгами, временем, комфортом и, увы, безопасностью.

Каждый сам решает, готов ли он к таким жертвам. Я лишь хочу, чтобы это решение было осознанным, а не продиктованным маркетинговыми слоганами и рекламными обещаниями.

А что до “Патриота”… Он был и остаётся зеркалом нашего автопрома — со всеми его проблемами, надеждами и нереализованным потенциалом. И я верю, что когда-нибудь это зеркало отразит по-настоящему современный, безопасный и надёжный автомобиль.

Но пока… пока нам остаётся только мечтать. И менять шкворни каждые 15 тысяч километров.


Следите за новыми публикациями прмо из Telegram. Читайте обзоры других автомобилей в рубрике “АВТООБЗОР“. Воспользуйтесь нашими полезными сервисами для автолюбителей. Качайте полезные материалы в разделе “Бесплатное“. По всем вопросам — в раздел “Контакты


ПОДЕЛИТЬСЯ
Серафинит - АкселераторОптимизировано Серафинит - Акселератор
Включает высокую скорость сайта, чтобы быть привлекательным для людей и поисковых систем.